Мотивационная теория справедливости, разработанная поведенческим и корпоративным психологом Джоном Стейси Адамсом, является одной из теорий процесса мотивации, объясняющих взаимосвязь между затраченными усилиями и результатами работы сотрудника компании с его / ее восприятием справедливого или несправедливого отношения к себе со стороны работодателей.
Согласно данной теории, мотивация работника складывается из его субъективного отношения к собственному вкладу в развитие компании с его оценкой со стороны руководства, а также тем, что получают коллеги за аналогичную работу.
Основные предположения мотивационной теории справедливости
Джон Адамс выдвинул четыре предположения, которые легли в основу теории:
- Человека интересуют собственные достижения (вознаграждение и признание), равно как и достижения других людей.
- Сотрудники требуют справедливого отношения к себе или признания их вклада в развитие компании.
- Сотрудники определяют, какое вознаграждение за собственные старания можно считать справедливым, после сравнения с тем, что получают коллеги, выполняющие ту же работу.
- Сотрудники, считающие, что с ними обращаются несправедливо, будут пытаться восстановить справедливость либо снизив производительность своего труда, либо подав заявление на увольнение.
Как работники понимают справедливость?
Человек чувствует, что с ним обращаются справедливо, когда соотношение его вклада в дело команды с результатами труда эквивалентно таковому у сотрудника, выполняющего тот же объем работ. Данное утверждение можно проиллюстрировать уравнением:
результаты труда сотрудника * вклад сотрудника = результаты труда аналогичного сотрудника * вклад аналогичного сотрудника
Из этого уравнения следует, что:
когда левая часть уравнения > правой части уравнения, сотрудника отличает заносчивость
когда левая часть уравнения = правой части уравнения, сотрудника отличает высокая мотивация
когда левая часть уравнения < правой части уравнения, сотрудник теряет мотивацию к труду
Производительность разных сотрудников может различаться ввиду разных причин, таких как опыт или уровень квалификации. В этом случае тот факт, что более «продвинутые» коллеги получают большее вознаграждение за свой труд, не вызывает никаких вопросов, ведь их ценность для компании так же выше.
Когда сотрудники одинакового ранга с аналогичным опытом и навыками, прилагая одинаковые усилия, подвергаются предвзятому отношению со стороны руководства, это создает чувство неудовлетворенности у тех из них, кто получает меньшее признание или вознаграждение. Если вовремя не отреагировать на эту неудовлетворенность, работники будут чувствовать себя недооцененными и даже бесполезными, что неизбежно повлияет на качество и уровень их работы в будущем.
И, напротив, когда к людям относятся справедливо, они понимают, что компания уважает их труд и благодарна за потраченные усилия.
Что значит «вклад в дело фирмы»?
Вклад – это объем проделанной работы, который дает сотруднику право на определенное вознаграждение. Проще говоря, вклад можно определить как усилия сотрудников, направленные на достижение цели организации. Вклад может иметь различные формы, включая:
- Навыки
- Опыт
- Образование
- Умения
- Время
- Усилия
- Энтузиазм
- Тяжелая работа
- Преданность
- Решительность
- Личная жертва
- Лояльность
- Способность адаптироваться
- Гибкость
- Терпение
- Отношения с начальством и подчиненными
Что значит «результаты труда»?
Результаты труда – это то, что работник получает в качестве компенсации за свой вклад. Человек испытывает чувство удовлетворения и стремиться прилагать больше усилий на работе, когда он чувствует, что между уровнем его вклада в дело компании и результатом труда стоит знак равенства. Результаты могут быть как материальными, так и нематериальными. Вот некоторые примеры:
- Оплата труда
- Дополнительные льготы
- Обязанности
- Похвала
- Репутация
- Признание
- Гибкие условия работы
- Благодарность
- Достижения
- Безопасность
- Возможность обучения
- Возможность карьерного роста
Последовательность этапов оценки в мотивационной теории справедливости
Самооценка
Самооценка – это оценка собственных действий, установок или производительности на работе. Она помогает человеку соотнести приложенные им усилия и вклад в дело компании с результатами труда.
Оценка других людей
Закончив с самооценкой, человек начинает оценивать результаты своих коллег. Со временем он выясняет, какое вознаграждение получают его товарищи, выполняющие аналогичный объем работы, за свой труд.
Сравнение первых двух показателей
Оценка соотношения «вклад — результаты труда» у коллег помогает человеку понять, насколько больше или меньше он получает от компании по сравнению с тем, что достается его коллегам за аналогичную работу.
Чувство справедливости/ несправедливости
Оценка и сравнение собственного показателя «вклад — результаты труда» с показателями коллег помогает человеку определить то, насколько справедливо к нему относится работодатель. Если, несмотря на одинаковый уровень вклада, сотрудники с одинаковым объемом работы получают различное вознаграждение, это наводит часть из них на мысль о несправедливом обращении со стороны руководства.
Ответная реакция на несправедливость
Когда к каждому сотруднику компании относятся справедливо, это выливается в повышение их рабочей мотивации, что, в конечном итоге, приводит к общему повышению производительности труда и росту благосостояния компании. Однако, если работники замечают несправедливое или предвзятое отношение к ним со стороны работодателей, они могут отреагировать следующим образом:
- Работники могут начать спорить с работодателем, создавая неблагоприятную рабочую атмосферу
- Работники могут снизить производительность собственного труда, что повлияет на общие результаты компании
- Работники могут обратиться за помощью к различным профсоюзам или юридическим лицам для решения этой проблемы
- Работники могут покинуть компанию, что приведет к огромным потерям времени и денег
Мотивационная теория справедливости — презентация в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
- Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
- Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 2)