Определение
Мини-лекция это инструмент тренера для передачи участникам тренинга новой информации в интересной и понятной форме.
Как следует из названия, мини-лекции должны быть краткими. Наш мозг хоть и «искатель новинок», но в формате слушания его активность начинает снижаться через 10-15 минут. И у вас есть только это время, чтобы высказать свою точку зрения.
Подготовка к мини-лекции
Тщательная подготовка к мини-лекциям, повысит вашу уверенность в себе, улучшит ваш стиль выступления и повысит эффективность вашей презентации. Сосредоточьтесь на следующем:
- Определитесь с целью мини-лекции. Что участники тренинга должны узнать, понять и принять?
- Подготовьте содержание мини-лекции с перечнем ключевых моментов, примеров или иллюстраций.
- Подготовьте короткое заключение, которое свяжет вместе мини-лекции и поместит эту мини-лекцию в более широкий контекст тренинга.
Проведение мини-лекции
Вам не нужно быть харизматичным шоуменом, чтобы хорошо провести мини-лекцию. Достаточно владения базовыми навыками презентации:
Язык и речь
- Используйте простой и понятный язык.
- Объясняйте сокращения.
- Избегайте жаргона и ненужного повторения, но не забывайте подчеркивать важные моменты.
Язык тела
- Поддерживайте регулярный зрительный контакт с аудиторией. Тем самым вы создаете связь с ними, можете оценивать их вовлеченность и предотвращать непродуктивное поведение.
- Старайтесь надолго не отворачиваться от участников тренинга, когда говорите.
- Избегайте чрезмерных жестов, которые могут отвлекать.
- Если возможно, перемещайтесь по аудитории. Но так, чтобы не отвлекать участников тренинга.
Голос
- Используйте интонации и модуляции голоса, чтобы избежать монотонности речи.
- Делайте паузы, чтобы дать группе время для усвоения информации.
Методы вовлечения аудитории
Чем активнее тренер взаимодействует с аудиторией во время мини-лекции, тем эффективнее будет обучение. Вот несколько приемов вовлечения аудитории:
- Начните мини-лекцию с привлечения внимания участников тренинга. Используйте для этого притчу, историю, анекдот, цитату, факт, цепляющее изображение или другой подобный материал относящийся к теме тренинга.
- Рассказывайте истории, приводите примеры. Они обеспечивают контекст для идей, которые вы демонстрируете. Хорошая история также может аккуратно связать теорию с практикой. И главное, люди хорошо запоминают истории.
- Интегрируйте в мини-лекцию визуальные эффекты: слайды, инфографику, флип-чарт другие мультимедиа. Но помните, наглядные пособия должны быть поддержкой, а не содержанием вашей мини-лекции. Они не должны заменять ваше личное общение с участниками тренинга.
- Используйте раздаточные материалы, которые будут заполняться группой во время мини-лекции.
- Задавайте вопросы и не бойтесь молчания. Дайте участникам тренинга 5-10 секунд, чтобы подумать и сформулировать ответ. Если прошло 10-15 секунд и никто не вызвался отвечать, перефразируйте ваш вопрос. Не поддавайтесь искушению ответить на свои собственные вопросы. Терпение является ключевым фактором; не бойся тишины. Чем дольше вы ждете ответов, тем более вдумчивыми и сложными будут их ответы. Но и в допрос, задавание вопросов не нужно превращать.
- Используйте жесты, зрительный контакт и движение по аудитории, чтобы привлечь внимание участников тренинга.
- Поддерживайте зрительный контакт со всеми, а не только с теми участниками, которые регулярно отвечают на ваши вопросы и кажутся вам заинтересованными.
- Обращайтесь к участникам тренинга по именам.
- Поощряйте участников делать заметки. Не конспекты, а заметки по которым они могут восстановить в голове содержание мини-лекции. Для этого мини-лекция должна имеет четкую структуру.
- Демонстрируйте энтузиазм относительно темы обучения. Помните, что вы воспринимаетесь как эксперт, а иногда участники видят в вас модель поведения.
Завершение вашей лекции
Участники тренинга должны знать, что у того, что они изучают, есть практическая цель. Завершите мини-лекцию кратким резюме и расскажите, как полученная информация может быть применена на практике.
Так как мини-лекция это только один из компонентов тренинга и за ней будет следовать следующий компонент тренинга (ролевая игра, тест, мозговой штурм и т.п.), важно сделать смысловой мостик между мини-лекцией и следующей активностью.
После тренинга
Каждый раз, когда вы проводите тренинг, у вас появляются идеи, как можно еще улучшить представление материала, в том числе и мини-лекций. Новые вопросы, истории, иллюстрации, активности и т.д. Делайте пометки в дизайне тренинга, чтобы они были легко доступны, когда вы будете проводить этот тренинг снова или будете его править.