Модель коммуникации Лассуэлла

Модель коммуникации Лассуелла (также известная как «модель действия», «линейная модель» или «односторонняя модель коммуникации») была разработана Гарольдом Д. Лассуеллом (1902-1978) в 1948 году и считается одной из наиболее влиятельных концепций в теории коммуникации.

Компоненты коммуникационной модели Лассуелла

Модель коммуникации Лассуелла включает 5 элементов, которые используются в качестве инструмента анализа для оценки процесса коммуникации. Элементы – это вопросы, которые нужно задать, чтобы получить ответы и поддерживать коммуникацию.

ЭлементыЗначениеАнализ
Кто?Коммуникатор, источник или отправитель сообщенияПроизводится анализ коммуникатора
Что говорит?Содержание сообщенияПроводится анализ содержания сообщения
По какому каналу?Способ передачи сообщенияАнализ средств передачи сообщения
Кому?Получатель сообщения или группа людейАнализ того, кто получает сообщение
С каким эффектом?Реакция на полученное сообщениеАнализ эффектов коммуникационного воздействия

Объяснение элементов модели Лассуелла

  • Анализ коммуникатора помогает отправителю сообщения улучшить взаимодействие с адресатом.
  • Анализ содержания связан со стереотипами и представительством разных групп в политике. Он также связан с целью или скрытыми мотивами сообщения.
  • Анализ каналов передачи сообщения показывает, какой из них отправителю следует использовать для достижения максимального эффекта на аудиторию.
  • Анализ аудитории определяет целевую группу, которой нужно будет манипулировать и которой предстоит промывать мозги.
  • Анализ эффекта выполняется до начала самого процесса коммуникации. Он используется для прогнозирования воздействия сообщения на целевую аудиторию, которую отправитель планирует использовать в своих целях.

Объяснение модели коммуникации Лассуелла

Хотя модель Лассуелла разрабатывалась для анализа массовой коммуникации, она также  используется и для межличностной или групповой коммуникации для эффективного распространения сообщения среди различных групп в различных ситуациях.

Модель Лассуелла была разработана для изучения медиа-пропаганды стран и предприятий того времени политическими силами. Только богатые люди имели такие средства связи, как телевизоры и радиоприемники. Она должна была показать культуру масс-медиа.

Лассуелл также внедрил в науку концепцию эффективного процесса коммуникации. Он говорил о связи между презентацией факта и эффектом, который она порождает. Использование идеи обязательного эффекта делает модель Лассуелл нелинейной, что условно противоречит ее названию. Однако стоит заметить, что эффект также можно рассматривать в качестве обратной связи.

Хотя в целом фактор эффекта должен был больше касаться результата трансляции сообщения, данная модель применяется в различных средствах массовой информации – даже несмотря на то, что она была разработана специально для массовой коммуникации.

Модель Лассуелла напоминает шумовую модель коммуникации, предложенную Клодом Шенноном и Уорреном Уивером, хотя их модель носит более графический характер. Джордж Гербнер, основатель гипотезы культивации, расширил модель Лассуелла и включил в нее элемент реакции получателя сообщения.

Недостатки и критика модели Лассуелла

Суть критики модели Лассвелла заключается в том, что она не учитывает фактор обратной связи и игнорирует информационный «шум». Без обратной связи процесс коммуникации не может считаться плодотворным. Модель Лассуелла имеет крайне линейный характер и не учитывает барьеры, возникающие в процессе коммуникации.

Модель также подвергается критике за то, что она очень обобщенная, упрощенная и касается только самых традиционных тем. Говорят, что ее разрабатывали для пропаганды, поскольку она больше ориентирована на конечный результат и обычно используется для убеждения широких масс через СМИ.

Модель коммуникации Лассуэлла — презентация в PowerPoint

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 3)

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите подписку по доступной цене и получите полный доступ к 16 готовым тренингам, 254 слайдам, 112 минилекциям, 682 упражнениям, 41 видео и т.д. Используйте наши полезные материалы как детали конструктора и создавайте интересные тренинги, курсы, лекции и вебинары!

комментария 2

  1. Может быть на примере будет понятнее. Например для анализа межличностной коммуникации:

    1. Кто? – Например, начальник на работе.
    2. Что? – Сообщение: «Необходимо завершить проект до пятницы».
    3. Как? – Канал: личная встреча, телефонный звонок, сообщение в мессенджере.
    4. Кому? – Сотрудник, ответственный за проект.
    5. Каков эффект? – Реакция сотрудника: согласие, вопросы для уточнения, выполнение задачи в срок.

    Анализируем эти элементы, чтобы понять, насколько эффективно донесена информация и правильно ли понято сообщение.

Ответить

Все обновления в Telegram
Не пропускайте новые материалы и интересные исследования по обучению. Присоединяйтесь к нам в телеграм, чтобы быть в курсе самых актуальных и полезных новостей.
БОНУС: При подписке вы получите в подарок материалы двухчасового тренинга по мотивации!
Все обновления в Telegram
Не пропускайте новые материалы и интересные исследования по обучению. Присоединяйтесь к нам в телеграм, чтобы быть в курсе самых актуальных и полезных новостей.
БОНУС: При подписке вы получите в подарок материалы двухчасового тренинга по мотивации!
× Поддержка в Whatsapp