Модель коммуникации Лассуелла (также известная как «модель действия», «линейная модель» или «односторонняя модель коммуникации») была разработана Гарольдом Д. Лассуеллом (1902-1978) в 1948 году и считается одной из наиболее влиятельных концепций в теории коммуникации.
Компоненты коммуникационной модели Лассуелла
Модель коммуникации Лассуелла включает 5 элементов, которые используются в качестве инструмента анализа для оценки процесса коммуникации. Элементы – это вопросы, которые нужно задать, чтобы получить ответы и поддерживать коммуникацию.
Элементы | Значение | Анализ |
Кто? | Коммуникатор, источник или отправитель сообщения | Производится анализ коммуникатора |
Что говорит? | Содержание сообщения | Проводится анализ содержания сообщения |
По какому каналу? | Способ передачи сообщения | Анализ средств передачи сообщения |
Кому? | Получатель сообщения или группа людей | Анализ того, кто получает сообщение |
С каким эффектом? | Реакция на полученное сообщение | Анализ эффектов коммуникационного воздействия |
Объяснение элементов модели Лассуелла
- Анализ коммуникатора помогает отправителю сообщения улучшить взаимодействие с адресатом.
- Анализ содержания связан со стереотипами и представительством разных групп в политике. Он также связан с целью или скрытыми мотивами сообщения.
- Анализ каналов передачи сообщения показывает, какой из них отправителю следует использовать для достижения максимального эффекта на аудиторию.
- Анализ аудитории определяет целевую группу, которой нужно будет манипулировать и которой предстоит промывать мозги.
- Анализ эффекта выполняется до начала самого процесса коммуникации. Он используется для прогнозирования воздействия сообщения на целевую аудиторию, которую отправитель планирует использовать в своих целях.
Объяснение модели коммуникации Лассуелла
Хотя модель Лассуелла разрабатывалась для анализа массовой коммуникации, она также используется и для межличностной или групповой коммуникации для эффективного распространения сообщения среди различных групп в различных ситуациях.
Модель Лассуелла была разработана для изучения медиа-пропаганды стран и предприятий того времени политическими силами. Только богатые люди имели такие средства связи, как телевизоры и радиоприемники. Она должна была показать культуру масс-медиа.
Лассуелл также внедрил в науку концепцию эффективного процесса коммуникации. Он говорил о связи между презентацией факта и эффектом, который она порождает. Использование идеи обязательного эффекта делает модель Лассуелл нелинейной, что условно противоречит ее названию. Однако стоит заметить, что эффект также можно рассматривать в качестве обратной связи.
Хотя в целом фактор эффекта должен был больше касаться результата трансляции сообщения, данная модель применяется в различных средствах массовой информации – даже несмотря на то, что она была разработана специально для массовой коммуникации.
Модель Лассуелла напоминает шумовую модель коммуникации, предложенную Клодом Шенноном и Уорреном Уивером, хотя их модель носит более графический характер. Джордж Гербнер, основатель гипотезы культивации, расширил модель Лассуелла и включил в нее элемент реакции получателя сообщения.
Недостатки и критика модели Лассуелла
Суть критики модели Лассвелла заключается в том, что она не учитывает фактор обратной связи и игнорирует информационный «шум». Без обратной связи процесс коммуникации не может считаться плодотворным. Модель Лассуелла имеет крайне линейный характер и не учитывает барьеры, возникающие в процессе коммуникации.
Модель также подвергается критике за то, что она очень обобщенная, упрощенная и касается только самых традиционных тем. Говорят, что ее разрабатывали для пропаганды, поскольку она больше ориентирована на конечный результат и обычно используется для убеждения широких масс через СМИ.
Модель коммуникации Лассуэлла — презентация в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
- Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
- Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 3)
А как проводить сам анализ элементов из этой таблицы?
Может быть на примере будет понятнее. Например для анализа межличностной коммуникации:
1. Кто? – Например, начальник на работе.
2. Что? – Сообщение: «Необходимо завершить проект до пятницы».
3. Как? – Канал: личная встреча, телефонный звонок, сообщение в мессенджере.
4. Кому? – Сотрудник, ответственный за проект.
5. Каков эффект? – Реакция сотрудника: согласие, вопросы для уточнения, выполнение задачи в срок.
Анализируем эти элементы, чтобы понять, насколько эффективно донесена информация и правильно ли понято сообщение.