Ролевая игра в тренинге

Ролевые игры используются в тренинге для отработки участниками в безопасном режиме новых навыков или проигрывания проблемных ситуаций в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает не менее двух участников, каждому из которых предлагается провести общение с партнером исходя из заданной роли.

Ролевые игры позволяют участникам взглянуть на себя со стороны. Если хотите усилить этот эффект, примените видеоанализ.

Механика проведения ролевой игры

  1. Заранее составьте инструкции: общую вводную и индивидуальные для участников.
  2. Выберите участников для игры.
  3. Объясните назначение ролевой игры.
  4. Дайте группе общую вводную инструкцию. Она должна быть краткой и понятной.
  5. Вручите роли участникам игры. Дайте им небольшое время на знакомство с инструкцией и возможность задать вам уточняющие вопросы.
  6. Дайте задание для наблюдателей. Акцентируйте их внимание на наблюдаемых параметрах. Обратите внимание, что есть случаи, когда инструкцию наблюдателям нужно давать отдельно от участников игры.
  7. Во время проведения игры наблюдайте за достижениями и неудачами участников. Делайте заметки, которые вам пригодятся при обсуждении результатов.
  8. После ролевой игры проведите обсуждение.

Вопросы для обсуждения ролевой игры

Фаза 1. Установление фактов

  • Реакция участников
  • Реакция второстепенных персонажей
  • Реакция наблюдателей
  • Выработка единой точки зрения относительно происходившего

Используйте открытые вопросы. Как? Почему? Что? Настаивайте на описательном, а не оценочном характере комментариев. Говорите о сделанном, а не о том, что могло быть сделано.

Фаза 2. Анализ причин поведения

  • Анализ причины того или иного поведения
  • Сделайте выводы насчет поведения людей
  • Решите, что может быть сделано для улучшения ситуации

Спрашивайте о причинах. Почему? Как? Кто? Вникните в ответы. Почему нет? Что было бы если? Ищите альтернативные теории. Есть ли иная возможность? Подберите другие примеры. Где еще происходило нечто подобное? Оцените выводы насчет альтернатив. В какой больше смысла? Приведите мнения независимых экспертов.

Фаза 3. Планирование действий

  • Сделайте общие выводы и экстраполируйте их обычную деятельность участников тренинга.
  • Составьте план последующих мероприятий

Добейтесь от учеников взятия на себя обязательства в отношении дальнейших действий. Можно записать последние на флип-чартах:

  • Определите сроки выполнения действий
  • Договоритесь о критериях успех

Пример ролевой игры в тренинге

В нашей библиотеке упражнений много ролевых игр — по продажам, управлению, коммуникациям. Отличным примером ролевой игры является упражнение «Rostay / Алло 03».

Ответить