Существует множество причин, по которым в организациях могут происходить те или иные изменения. Данная минилекция, берущая за теоретическую основу модель организационных изменений и эффективности Берка-Литвина, поможет вам определить драйверы (факторы) этих изменений и оценить последствия перемен для вас, как для менеджера, и для организации в целом.
Модель Берка-Литвина
Модель Берка-Литвина демонстрирует различные факторы изменений и ранжирует их по степени значимости. Ее можно условно представить в виде диаграммы, где наиболее важные факторы расположены сверху, а наименее значимые – снизу. Модель утверждает, что все факторы интегрированы (в большей или меньшей степени) – следовательно, изменение одного из них в конечном итоге повлияет на всю систему.
Берк и Литвин полагали, что факторы среды являются наиболее важными с точки зрения изменений. И действительно, корни и первопричины большинства организационных трансформаций так или иначе можно обнаружить именно во внешней среде.
На важные факторы организационного успеха, такие как миссия, стратегия, лидерство и организационная культура, часто влияют изменения, происходящие вне самой организации. Ваша задача — понять и определить их последствия для вас и вашей команды.
Определяем и разбираем факторы изменений
1. Внешняя среда
Сюда входят такие субфакторы, как законодательство, уровень конкуренции, состояние рынка и экономики. Изменения в каждом из них будут иметь серьезные последствия для многих организаций, поэтому для вас, как для менеджера, очень важно постоянно мониторить внешнюю среду на наличие потенциальных проблем. К примеру, изменения в международных стандартах бухгалтерии и финансовой отчетности неизбежно повлияют на то, как компании будут управлять своими счетами и предоставлять финансовую отчетность. В государственном секторе законодательные изменения, скажем, в сфере здравоохранения окажут непосредственное влияние на работу больниц.
2. Миссия и стратегия
Миссия организации отражает смысл ее существования. По сути, это тот фундамент, на котором должна строиться вся ее деятельность. Стратегия же в общих чертах описывает, каким образом фирма будет воплощать свою миссию в жизнь. Очень часто стратегия разрабатывается с учетом изменений во внешней среде, и это оказывает значительное влияние на рабочий процесс. Будучи руководителем, вы должны уметь анализировать изменения в стратегии и уметь сообщать об их последствиях своим сотрудникам.
3. Лидерство
Этот фактор учитывает поведение руководства и то, как оно воспринимается организацией в целом. Характер и способы реализации и принятия изменений в организации будут в значительной степени зависеть от отношения к делу ее лидеров. Верит ли ваша команда, что менеджеры действительно стремятся к переменам, или это лишь очередная инициатива, о которой никто не вспомнит через полгода?
4. Культура организации
Культура той или иной организации в общих чертах отражает манеру ее работы. Она учитывает убеждения, поведение, ценности и все условности, которые преобладают в данном коллективе. Культура не способна измениться в одночасье. Она развивается с течением времени в результате многих прочих изменений, происходящих в организации. Будучи руководителем, вы должны внедрять изменения с учетом стандартов и ценностей вашей организации, опираясь при этом на ожидания ваших сотрудников. Ваше поведение должно соответствовать этим ожиданиям.
5. Структура
Очень часто изменения в стратегии организации могут привести к изменениям в ее структуре организации. Это может повлиять на рабочие связи, распределение обязанностей и механизмы работы. Ваша задача – оценить влияние структурных изменений и убедиться в том, что ваша команда понимает, почему они необходимы, и как это отразится на них.
6. Системы
Здесь речь идет о политиках, процедурах и механизмах, созданных для помощи и поддержки сотрудников.
7. Практика управления
Насколько хорошо менеджеры придерживаются стратегии и как они используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы? Каково их взаимодействие с сотрудниками? Вопросы, на которые нужно ответить которые, когда речь идет о практике управления.
8. Организационный климат
Данный фактор учитывает то, как сотрудники воспринимают своих коллег и рабочую среду в целом. Рабочая среда часто формирует наше отношение к организации и в значительной мере влияет на степень нашей удовлетворенности собственной работой. Изменения в рабочей среде необходимо проводить аккуратно, поскольку в ином случае они могут спровоцировать возникновение эмоциональных и протестных реакций со стороны персонала. Это особенно характерно для тех случаев, когда перемены связаны с переездом, сменой персонала или изменением рабочих условий (к примеру, расписания).
9. Задачи и индивидуальные навыки/способности
Перемены на более высоком уровне часто требуют пересмотра выполняемых задач и навыков членов команды. Менеджеру в данном случае необходимо определить:
- имеются ли у коллектива все необходимые для изменений навыки;
- можно ли их развить;
- можно ли нанять кого-то с нужными навыками со стороны.
10. Индивидуальные потребности и ценности сотрудников
Изменения в составе рабочего коллектива могут отразиться на динамике его работы. В идеале мы хотели бы нанимать исключительно тех, кто на 100% подходил бы нашей команде с точки зрения индивидуального стиля, способностей и навыков. Однако в реальности это очень сложно сделать, поэтому ваша задача – определить любые потенциальные риски в этой сфере и постараться максимально смягчить их негативные проявления.
11. Мотивация сотрудников
Фактор мотивации учитывает значимость индивидуальных и организационных целей. Мотивация является ключом к эффективным переменам. Главная сложность здесь состоит в том, чтобы поддерживать ее на протяжении всего процесса реализации изменений, особенно если этот процесс воспринимается без особого энтузиазма.
12. Индивидуальные и общие показатели
Это измерение модели Бёрка Литвина учитывает производительность как на уровне отдельного сотрудника, так и на уровне отдела и организации. Как упоминалось ранее, измерения могут быть основаны на обороте, производительности, требованиях к качеству, эффективности и удовлетворенности клиентов.
Мотивация достижений — презентация в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
- Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
- Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 1)