Конструктивная обратная связь – это позитивная оценка, которая предоставляется людям для оказания помощи в поиске решений в проблемных областях. Соответственно, конструктивная обратная связь имеет позитивный характер и используется в качестве вспомогательного средства коммуникации для решения конкретных вопросов или проблем.
Целевое назначение конструктивной обратной связи
Целевое назначение конструктивной обратной связи заключается в информировании человека таким образом, чтобы это привело к улучшениям или внесению корректировок. Конструктивная обратная связь имеет большое значение, так как способствует личностному и профессиональному росту.
Например, конструктивная обратная связь может:
- повысить трудовую дисциплину;
- определить новые направления деятельности и предоставить полезную информацию человеку, получающему обратную связь;
- уменьшить недопонимание в отношении ожиданий и текущей деятельности;
- оказать положительное влияние на поведение человека.
Как сделать обратную связь конструктивной
Важно уметь отличать конструктивную обратную связь от деструктивной. Деструктивная обратная связь указывает на ошибки и является прямой атакой на человека. В деструктивной обратной связи не дается практических советов или позитивной оценки.
Примеры деструктивной обратной связи:
- «Вы ошибаетесь».
- «Вы решаете вопросы неправильно».
- «Вы не понимаете, что делаете».
Ниже представлены советы, как сделать обратную связь конструктивной:
1. Сосредоточьте внимание на наблюдении, а не на выводах.
Конструктивная обратная связь должна быть связана с тем, что вы можете видеть или слышать о поведении человека, а не с построением предположений и интерпретаций.
2. Сфокусируйтесь на поведении, а не на личности.
Конструктивная обратная связь должна быть связана с действиями человека, а не с его личностью.
3. Сосредоточьте усилия на том, что можно изменить.
Конструктивная обратная связь должна касаться аспектов, которые человек может изменить или улучшить, а не вопросов, находящихся вне его контроля.
4. Предоставьте рекомендации и решения.
Конструктивная обратная связь должна включать конкретное решение или рекомендацию.
Примеры конструктивной обратной связи
Пример 1. Обратная связь от других
Положительный пример: «Тимофей, я получил несколько отзывов от других сотрудников отдела, что ты чрезмерно критикуешь их работу. Меня беспокоит, что других это настолько взволновало, что они пришли ко мне. Я хочу разобраться в вопросе, можешь пролить свет на это»?
Плохой пример: «Тимофей, я думаю, ты слишком критичен к членам своей команды».
Плохой пример: «Екатерина и Денис жаловались мне на то, что ты слишком груб с ними. Что происходит? Это правда»?
Хотя первый и третий варианты пытаются выяснить, почему Тимофей так критичен, только первый вариант старается выявить проблему на рабочем месте, а не является обвинением, выдвинутым исключительно против Тимофея.
Пример 2. Отзыв о работе
Положительный пример: «Борис, на прошлой неделе ты превысил свою производственную цель на 20 процентов. Прекрасная работа. Это поможет нам достичь наших общих производственных целей и финансовых целей. Как тебе это удалось»?
Плохой пример: «Борис, я только что заметил, что ты превысил свою производственную цель в прошлом месяце. Цель этого месяца будет увеличена на 20 процентов».
Плохой пример : «Борис, я заметил, что ты превысил свою производственную цель в прошлом месяце. Надеюсь, это не значит, что ты попросишь прибавки».
Первый пример показывает интерес к навыкам Бориса, в то время как Борис не получил никакого подобия награды за свою образцовую работу во втором или третьем вариантах. На самом деле, эти два ответа, вероятно, уедят его в том, что ему не стоит напрягаться, чтобы снова так усердно работать.
Как дать конструктивную обратную связь
Ниже представлены пять шагов построения конструктивной обратной связи:
1. Укажите цель обратной связи.
Укажите, о чем вы будете говорить и почему это важно.
2. Опишите сложившуюся ситуацию и вашу реакцию.
Четко определите действие или событие, а также то, что именно оно заставляет вас или других лиц чувствовать.
3. Предоставьте человеку возможность ответить.
После формулировки цели, значимости, наблюдений и вашей реакции, спросите человека, что он думает об этом.
4. Предоставьте конкретные предложения или решения.
После того, как вы выслушаете человека, внесите предложение о том, как можно улучшить ситуацию.
5. Резюмируйте все, что обсуждалось.
Резюмируйте все, что обсуждалось, чтобы избежать каких-либо недоразумений. Также, подведение итогов способствует эффективному предоставлению конструктивной обратной связи.
Конструктивная обратная связь — презентация в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
- Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
- Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 5)