Анализ критических инцидентов

Incident (лат) – случай, происшествие, обычно неприятного характера.

Этот метод отличается от case-study тем, что его цель – поиск информации самим участником. Участники вместо подробного описания ситуации получают лишь краткое сообщение об инциденте. Примеры.

Для принятия обоснованного решения участникам предлагается явно недостаточная информация, поэтому им необходимо:

  • Разобраться в обстановке;
  • Определить, есть ли проблема и в чем она состоит;
  • Подумать, что надо предпринять.
  • Основное назначение данного метода – это развитие или совершенствование коммуникативных умений, в первую очередь умения слушать.

Ход работы:

Классический вариант метода критических инцидентов:

  1. Заранее готовится ситуация для обсуждения.
  2. Тренер делит участников на малые группы.
  3. Зачитывает ту часть, которая является инцидентом.
  4. Участники задают вопросы.
  5. Участники в подгруппах принимают решения.
  6. Участники презентуют свои решения.
  7. В завершении проводится общая дискуссия.

По моим ощущениям, для того чтобы развить у участников коммуникативные умения этот метод надо обострить, объединив его с ролевыми играми. Поводить его можно как упражнение на вызов. Можно проводить как с одной парой, так и разбив всех участников тренинга на пары. Структура проведения будет следующей:

  1. Нужно подготовить две инструкции. Если брать тренинг по управлению, то это должны быть инструкции для руководителя и подчиненного.
  2. Выдать участникам их роли и дать время на подготовку.
  3. Провести ролевую игру.
  4. Обсудить игру:
    — Спросите некоторых из «руководителей», как они себя сейчас чувствуют?
    — Задайте тот же вопрос некоторым из «подчиненных».
    — Спросите каждого из руководителей о результате беседы.
    — На что было направлено это упражнение?
    — Что у вас в этом упражнении получилось?
    — Что сделаете в следующий раз по-другому?

Ответить