Incident (лат) – случай, происшествие, обычно неприятного характера.
Этот метод отличается от case-study тем, что его цель – поиск информации самим участником. Участники вместо подробного описания ситуации получают лишь краткое сообщение об инциденте. Примеры.
Для принятия обоснованного решения участникам предлагается явно недостаточная информация, поэтому им необходимо:
- Разобраться в обстановке;
- Определить, есть ли проблема и в чем она состоит;
- Подумать, что надо предпринять.
- Основное назначение данного метода – это развитие или совершенствование коммуникативных умений, в первую очередь умения слушать.
Ход работы:
Классический вариант метода критических инцидентов:
- Заранее готовится ситуация для обсуждения.
- Тренер делит участников на малые группы.
- Зачитывает ту часть, которая является инцидентом.
- Участники задают вопросы.
- Участники в подгруппах принимают решения.
- Участники презентуют свои решения.
- В завершении проводится общая дискуссия.
По моим ощущениям, для того чтобы развить у участников коммуникативные умения этот метод надо обострить, объединив его с ролевыми играми. Поводить его можно как упражнение на вызов. Можно проводить как с одной парой, так и разбив всех участников тренинга на пары. Структура проведения будет следующей:
- Нужно подготовить две инструкции. Если брать тренинг по управлению, то это должны быть инструкции для руководителя и подчиненного.
- Выдать участникам их роли и дать время на подготовку.
- Провести ролевую игру.
- Обсудить игру:
— Спросите некоторых из «руководителей», как они себя сейчас чувствуют?
— Задайте тот же вопрос некоторым из «подчиненных».
— Спросите каждого из руководителей о результате беседы.
— На что было направлено это упражнение?
— Что у вас в этом упражнении получилось?
— Что сделаете в следующий раз по-другому?