Перемены в бизнесе или личные требуют от человека больших ресурсов, связанных с его эмоциональным состоянием.
Таким образом, начальник, который собирается вводить изменения в процесс работы, даже если они кажутся ему необходимыми и продуктивными, должен понимать, что это очень серьезные меры.
В 1979 году Дон Келли и Дэрил Коннер представили модель так называемых «добровольных изменений», которые охватывают и эмоциональную сферу. Другое название модели: «Эмоциональный цикл перемен». За всю историю этот метод реализовывался и описывался разными способами, и этой минилекции я подробно расскажу о нем.
Любой, кто только пришел на новую работу, женился, поступил в университет или начал заниматься гольфом, знает, что с получаемым опытом и течением времени отношение к делу или хобби значительно меняется.
Главную роль играют два ключевых фактора: доступность получаемой информации и отношение к работе и деятельности в целом (борьба оптимистического и пессимистического взгляда на вещи). Здесь стоит отметить три важных пункта, связанных с этим:
- Оптимизм часто напрямую связан с теми ожиданиями, которые есть от будущего результата проекта.
- Чем больше информации узнает человек, тем более пессимистично он оценивает свои возможности завершить проект успешно.
- Отношение (оптимистическое/пессимистическое) к проекту полностью зависит от количества информации, которая доступна.
Эмоциональный цикл изменений
В модели добровольных изменений можно выделить 5 следующих этапов:
1. Неосведомленный оптимизм
Уверенность в себе: на высшем уровне. Количество информации: мало. Оптимизм: высокий. Такие проекты обычно приветствуются работниками, показывают им потенциальную выгоду и вознаграждение. Все должно получиться просто замечательно. Поначалу оптимизм довольно силен, но работник, скорее всего, не до конца понимает, что его ждет впереди. Для профессионала, который не первый год играет в голь, ситуация приемлемая, а вот для тех, кто является новичком, неизвестность может сыграть плохую шутку…
2. Осознанный пессимизм
Начало сомнений таких, как: «О, да это сложнее, чем кажется…в разы». Очень непредсказуемое состояние, которое напрямую зависит от приложенных усилий и целеустремленности. Пассивно-агрессивное поведение может стать настоящим кошмаром для начальника, который пытается воплотить проект в жизнь. Проблемы стоит решать в индивидуальном порядке, помогая своим сотрудникам избавиться от негативных эмоций. Если успешно сделать это не удается, с кем-то из таких соратников придется расстаться.
3. Обнадеживающий реализм.
Надежда: «Я не знаю, может быть, это сработает». Здесь осведомленность на высоком уровне. Оптимизм начинает возвращаться обратно к его владельцу. При постоянных усилиях думать о проблемах будет некогда, а вся энергия уходит на решение задач. Отношение к будущему результату становится более оптимистичным, поскольку основано уже на полученном опыте. Уверенность укрепляется изо дня в день.
4. Информированный оптимизм.
Уверенность: «Мы можем это сделать!». Информационный уровень остается высоким. Оптимизм уже возвращается к верхним пределам. Важность и ценность проекта приобретают очевидный характер. Энергия и энтузиазм нарастают по мере приближения завершения деятельности. Проблемы решаются быстро, и последние остатки сомнений исчезают.
5. Победный финал с вознаграждением.
Чувство удовлетворенности: «Разве я раньше мог сомневаться?». Информационный уровень также высокий. Оптимизм уже нескончаем. В конце концов, сотрудник может праздновать или проанализировать «извлеченные уроки». Зачастую конечный продукт оказывается совсем не таким, как он задумывался изначально. Решение проблем и успешное преодоление трудностей требуют от работника гибкости, а вот конечный результат деятельности может быть изменен в соответствии с необходимыми требованиями.
По моему мнению, разрыв между ожиданием и переменами существует постоянно – и уменьшение этого разрыва является очень трудной задачей для начальника. Можно ли применить этот метод к работе, которая подвержена неконтролируемым изменениям? Я думаю, что можно, хотя чем больше прошло времени, тем больше пессимизм, и тем меньше уровень устойчивости к случающимся отклонениям от курса.
Изменения имеют глубокий характер, затрагивая и самого начальника, особенно если предстоит принять непопулярные меры. Подумайте о помощи, к примеру, специального психолога, который обладает опытом в области организационных изменений. Ведь перемены эмоционально коснутся и вас.
Эмоциональный цикл перемен — презентация в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
- Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
- Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 2)