Когда вы выбираете из множества различных вариантов, как вы решаете, какой вариант предпочесть? Это делать особенно трудно, если варианты выбора довольно сильно отличаются один от другого и если критерии принятия решения носят субъективный характер.
Метод парного сравнения помогает вам определить относительную важность ряда различных вариантов – это классически случай «сравнения яблок с апельсинами».
В данной минилекции мы объясним, как вы можете использовать метод парного сравнения для принятия решения.
Описание инструмента
Этот инструмент впервые предложил использовать выдающийся психолог Луис Леон Тёрстоун в 1927 году. Метод парного сравнения с тех пор используется в научных исследованиях предпочтений, отношений, систем голосования, социального и общественного выбора, в разработке систем искусственного интеллекта и т.п. Его можно использовать и бизнесе для принятия решений, например при выборе кандидатов на вакантную должность или при выборе поставщика и еще в целом ряде случаев, когда:
- У вас ограниченные данные.
- У вас много возможных решений.
- У вас неоднозначные приоритеты.
- У вас конкурирующие приоритеты.
Метод парного сравнения облегчает выбор помогая ранжировать имеющиеся у ва варианты.
Как использовать инструмент
Для использования этого инструмента необходимо:
- Составьте список всех вариантов, которые вы хотите сравнить. Назначьте каждому варианту букву (А, Б, В, Г и т.д.)
- Нарисуйте таблицу, где в качестве заголовков строк и столбцов будут маркированные буквами варианты из вашего списка.
- Добавьте внизу две строки: «Итого» и «Ранжир».
- Закрасьте половину ячеек так, чтобы избежать сравнения варианта с самим собой или дублирования любого сравнения.
- Теперь начните попарно сравнивать варианты в каждой пустой ячейке. Напишите в ячейке букву предпочтительного варианта.
- В строке «Итого» укажите сколько раз каждая буква написана вами в ячейках.
- В строке «Ранжир» ранжируйте варианты на основе количества букв из строки итого.
Метод парных сравнений, пример №1
В качестве первого примера рассмотрим вариант выбора из четырех поставщиков. Сравним каждого поставщика друг с другом.
Здесь самый высокий ранг у компании «Оникс»
Метод парных сравнений, пример №2
В качестве второго примера рассмотрим вариант анализа парных сравнений для определения и ранжирования лучших мотиваторов для команды.
И первое место получает мотиватор «Интересная работа», второе «Достижения»
Основные моменты
Метод парного сравнения применим при определении относительной важности различных вариантов. Особенно полезен он в тех случаях, когда приоритеты не ясны, когда варианты сильно различаются, когда критерии оценки имеют субъективный характер, или когда варианты соперничают друг с другом по своей важности.
Этот инструмент предоставляет основу для сравнения каждого варианта с другими и помогает визуализировать предпочтения, проведя ранжирование вариантов.
Метод парных сравнений — презентация в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
- Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
- Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 4)