До настоящего времени продолжаются споры о взаимосвязях лидерства и менеджмента — должен ли менеджер быть великим лидером и насколько лидеру необходимы хорошие управленческие навыки? В чем разница между лидерством и менеджментом?
Лидерство означает правильные действия, а менеджмент – это соблюдение принципа «делать все правильно». — Питер Друкер
Сравнительная таблица
Сопоставление понятий Лидерство и Менеджмент | ||
Лидерство | Менеджмент | |
Определение | Лидерство означает «способность индивида оказывать влияние, мотивировать и позволять другим вносить свой вклад в эффективность и успех организаций, членами которых они являются». | Менеджмент включает в себя руководство и контроль над группой, включающей отдельных лиц или целые организации, с целью координации и согласования действий группы для достижения поставленной цели. |
Личностные особенности | О лидерах часто говорят, как о ярких и эксцентричных личностях, обладающих выдающейся харизмой. Однако они также могут быть одиночками или людьми, не любящими публичность. Они спокойно идут на риск, иногда кажущийся отчаянным или безумным. Почти все лидеры обладают хорошо развитым воображением. | Управленцам свойственен рациональный, контролируемый подход к решению задач. Они часто фокусируются на целях, структурах, персонале и наличии ресурсов. Для менеджеров характерны такие личностные характеристики, как настойчивость, сильная воля, анализ и интеллект. |
Ориентированность | Ориентация на персонал | Ориентация на выполнение задач |
Фокус | Руководство персоналом | Управление деятельностью |
Ожидаемый результат | Достижения | Наработки, результаты |
Подходы к решению задачи | Простой подход к решению проблем и поиск новых, творческих решений. Используя свою харизму и целеустремленность, лидеры стимулируют, мотивируют и направляют других для решения проблем и достижения успеха. | Разработка стратегии, политики и методов, позволяющих создавать команды и продвигать идеи, обеспечивающие успешную работу. Это расширяет возможности людей, способствует сохранению их взглядов, ценностей и принципов. Считается, что такое сочетание снижает неизбежные риски и способствует успеху |
Подход к рискам | Принятие риска | Предотвращение риска |
Роль в процессе принятия решений | Посредничество | Участие |
Стили | Трансформационный, консультативный и коллективный | Единовластный, авторитетный, транзакционный, автократический, консультативный и демократический |
Средства осуществления власти | Харизма и влияние | Формальный авторитет и положение |
Организация | Лидеры создают последователей. | Менеджеру требуются подчиненные. |
К чему обращается | К сердцу | К разуму |
Вывод
Менеджмент и лидерство – это два разных способа организовать людей. Лидерство представляет собой выработку нового курса или способа видения для группы людей, которому они будут следовать. Это означает, что лидер является инициатором нового направления. Что касается менеджмента, то в нем применяется контроль или направление людей/ресурсов в группе в соответствии с принципами или ценностями, которые были установлены ранее. Менеджер использует формальный, рациональный метод, в то время как лидер использует увлеченность, настрой и эмоции.
Полномочия
Люди естественным образом и весьма охотно следуют за лидерами благодаря их харизме и личностным качествам, в то время как менеджеру подчиняются из-за формальной власти, возложенной на него. В результате люди, как правило, более лояльны по отношению к лидерам, чем к менеджерам.
Ролевые конфликты
Лидерство – это один из нескольких аспектов управления. Часто одни и те же люди бывают наделены разными полномочиями: они могут выступать как лидеры или как менеджеры в разные моменты времени. Хотя это и не обязательно, но такой подход может помочь менеджеру в работе, если он является еще и хорошим лидером. И наоборот, наиболее успешными становятся те лидеры, которые в определенной степени обладают управленческими навыками, поскольку это помогает им в построении и реализации стратегической задачи.
Самомотивированные группы могут не нуждаться в лидере. Кроме того, в небольших командах лидер может появиться естественным путем благодаря своим профессиональным навыкам. Но такая личность может оказаться в подчиненном положении в организационной иерархии, что может привести к конфликтам с руководителем команды.
Лидерство и менеджмент — презентация в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
- Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
- Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 12)