Модель коммуникации «ИСКП» (SMCR) Берло

Модель коммуникации «ИСКП» (SMCR) Берло

В 1960 году Дэвид Берло предложил новую модель коммуникации, получившую название «ИСКП» (аббревиатура от источник-сообщение-канал-получатель), которая основывалась на более ранней модели, разработанной Шэнноном-Уивером (1949).  Берло подробно описал факторы, влияющие на отдельные компоненты коммуникации, которые способны сделать ее более эффективной.

Модель также учитывает фактор кодирования и декодирования информации – процессов, которые происходят до того, как отправитель отправляет сообщение, и до того, как оно доходит до получателя.

Модель Берло состоит из четырех главных компонентов, описывающих процесс коммуникации. Как уже упоминалось ранее,  это источник, сообщение, канал и получатель. На каждый компонент влияет множество факторов.

Компоненты модели коммуникации Берло

И — Источник

Источник – это отправитель сообщения, именно он отправляет сообщение получателю. Ниже приведены характеристики, применимые как к источнику, так и получателю.

  • Коммуникативные навыки
    Коммуникативные навыки – это фактор, который влияет на процесс общения. Если источник обладает хорошими коммуникативными навыками, сообщение будет передано четче и качественнее. Точно так же, если получатель не может понять сообщение, то связь вряд ли будет эффективной. Коммуникативные навыки включают умение говорить, презентовать информациию, читать, писать, слушать и т. д.
  • Установки
    Установки источника и получателя формируют эффект сообщения. Установки человека по отношению к себе, получателю и окружающей среде влияют на смысл и эффект сообщения.
  • Знания
    Знание предмета (темы) сообщения, делает его более эффективным. Знание предмета позволяет источник передавать сообщения более качественно.
  • Социальные системы
    Ценности, убеждения, законы, правила, религия и многие другие социальные факторы влияют на способ передачи сообщения отправителем. Они влияют на саму генерацию сообщения. Место и ситуация также можно отнести к данному фактору.
  • Культура
    Культурные различия меняют смысл сообщений. Человеку из одной культуры может показаться оскорбительным то, что его собеседник из другой культуры считает вполне приемлемым.

С-Сообщение

Сообщение – это послание, которое источник отправляет получателю. Послание может быть отправлено в форме вербального сообщения, аудио, текста, видео или других средств коммуникации. Ключевые факторы, влияющие на сообщение:

  • Содержание
    Содержание – это то, из чего состоит сообщение. Все сообщение от начала до конца заключает в себе его содержание.
  • Элементы
    Элементы – это невербальные составляющие, которые передаются вместе с содержанием. Сюда входят жесты, знаки, язык и т.д.
  • Манера передачи

Манера передачи – это то, как сообщение передается получателю. Она также влияет на обратную связь.

  • Структура
    Структура сообщения или то, как оно было организовано, влияет на его эффективность.
  • Код
    Код — это форма отправки сообщения. Она может быть языковой, текстовой, в форме видео и т. д.

К-Канал

Канал – это среда, используемая для отправки сообщения. В массовой коммуникации и других ее формах в качестве канала могут использоваться технические средства вроде телефона, Интернета и прочих, однако в обычном общении, каналом для коммуникации являются пять наших чувств.

  • Слух – мы получаем сообщение посредством слуха.
  • Зрение – мы воспринимаем информацию через зрение. Мы также получаем при помощи него невербальные сообщения.
  • Осязание – многое из невербальной коммуникации завязано на осязании, к примеру, то, как мы касаемся друг друга.
  • Обоняние – мы получаем информацию от обоняния.
  • Вкус – вкус также может быть каналом получения информации.

П — Получатель

Получатель – это человек, которому предназначается отправленное источником сообщение. Согласно концепции Берло, чтобы общение было эффективным, модель мышления и все прочие факторы, упомянутые выше, должны быть у источника и получателя примерно на одном уровне. Иными словами, сообщение может не иметь нужного эффекта, если получатель и отправитель мыслят по-разному. Получатель также должен уметь хорошо слушать собеседника. Факторы, влияющие на получателя, аналогичны таковым у источника.

  • Коммуникативные навыки
  • Установки
  • Знания
  • Социальные системы
  • Культура

Критика модели коммуникации Берло

  1. Понятия обратной связи в теории Берло не существует, поэтому данный эффект не учитывается.
  2. Концепция также не учитывает информационный «шум» и прочие барьеры, возникающие в процессе общения.
  3. Это линейная модель коммуникации, поэтому она отличается однонаправленностью.
  4. Оба человека должны быть на одном культурно-социальном уровне.

Модель коммуникаций Берло — презентация в PowerPoint

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 1)

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите подписку по доступной цене и получите полный доступ к 16 готовым тренингам, 254 слайдам, 112 минилекциям, 682 упражнениям, 41 видео и т.д. Используйте наши полезные материалы как детали конструктора и создавайте интересные тренинги, курсы, лекции и вебинары!

Ответить

Все обновления в Telegram
Не пропускайте новые материалы и интересные исследования по обучению. Присоединяйтесь к нам в телеграм, чтобы быть в курсе самых актуальных и полезных новостей.
БОНУС: При подписке вы получите в подарок материалы двухчасового тренинга по мотивации!
Все обновления в Telegram
Не пропускайте новые материалы и интересные исследования по обучению. Присоединяйтесь к нам в телеграм, чтобы быть в курсе самых актуальных и полезных новостей.
БОНУС: При подписке вы получите в подарок материалы двухчасового тренинга по мотивации!
× Поддержка в Whatsapp