В 1960 году Дэвид Берло предложил новую модель коммуникации, получившую название «ИСКП» (аббревиатура от источник-сообщение-канал-получатель), которая основывалась на более ранней модели, разработанной Шэнноном-Уивером (1949). Берло подробно описал факторы, влияющие на отдельные компоненты коммуникации, которые способны сделать ее более эффективной.
Модель также учитывает фактор кодирования и декодирования информации – процессов, которые происходят до того, как отправитель отправляет сообщение, и до того, как оно доходит до получателя.
Модель Берло состоит из четырех главных компонентов, описывающих процесс коммуникации. Как уже упоминалось ранее, это источник, сообщение, канал и получатель. На каждый компонент влияет множество факторов.
Компоненты модели коммуникации Берло
И — Источник
Источник – это отправитель сообщения, именно он отправляет сообщение получателю. Ниже приведены характеристики, применимые как к источнику, так и получателю.
- Коммуникативные навыки
Коммуникативные навыки – это фактор, который влияет на процесс общения. Если источник обладает хорошими коммуникативными навыками, сообщение будет передано четче и качественнее. Точно так же, если получатель не может понять сообщение, то связь вряд ли будет эффективной. Коммуникативные навыки включают умение говорить, презентовать информациию, читать, писать, слушать и т. д.
- Установки
Установки источника и получателя формируют эффект сообщения. Установки человека по отношению к себе, получателю и окружающей среде влияют на смысл и эффект сообщения. - Знания
Знание предмета (темы) сообщения, делает его более эффективным. Знание предмета позволяет источник передавать сообщения более качественно.
- Социальные системы
Ценности, убеждения, законы, правила, религия и многие другие социальные факторы влияют на способ передачи сообщения отправителем. Они влияют на саму генерацию сообщения. Место и ситуация также можно отнести к данному фактору.
- Культура
Культурные различия меняют смысл сообщений. Человеку из одной культуры может показаться оскорбительным то, что его собеседник из другой культуры считает вполне приемлемым.
С-Сообщение
Сообщение – это послание, которое источник отправляет получателю. Послание может быть отправлено в форме вербального сообщения, аудио, текста, видео или других средств коммуникации. Ключевые факторы, влияющие на сообщение:
- Содержание
Содержание – это то, из чего состоит сообщение. Все сообщение от начала до конца заключает в себе его содержание. - Элементы
Элементы – это невербальные составляющие, которые передаются вместе с содержанием. Сюда входят жесты, знаки, язык и т.д. - Манера передачи
Манера передачи – это то, как сообщение передается получателю. Она также влияет на обратную связь.
- Структура
Структура сообщения или то, как оно было организовано, влияет на его эффективность. - Код
Код — это форма отправки сообщения. Она может быть языковой, текстовой, в форме видео и т. д.
К-Канал
Канал – это среда, используемая для отправки сообщения. В массовой коммуникации и других ее формах в качестве канала могут использоваться технические средства вроде телефона, Интернета и прочих, однако в обычном общении, каналом для коммуникации являются пять наших чувств.
- Слух – мы получаем сообщение посредством слуха.
- Зрение – мы воспринимаем информацию через зрение. Мы также получаем при помощи него невербальные сообщения.
- Осязание – многое из невербальной коммуникации завязано на осязании, к примеру, то, как мы касаемся друг друга.
- Обоняние – мы получаем информацию от обоняния.
- Вкус – вкус также может быть каналом получения информации.
П — Получатель
Получатель – это человек, которому предназначается отправленное источником сообщение. Согласно концепции Берло, чтобы общение было эффективным, модель мышления и все прочие факторы, упомянутые выше, должны быть у источника и получателя примерно на одном уровне. Иными словами, сообщение может не иметь нужного эффекта, если получатель и отправитель мыслят по-разному. Получатель также должен уметь хорошо слушать собеседника. Факторы, влияющие на получателя, аналогичны таковым у источника.
- Коммуникативные навыки
- Установки
- Знания
- Социальные системы
- Культура
Критика модели коммуникации Берло
- Понятия обратной связи в теории Берло не существует, поэтому данный эффект не учитывается.
- Концепция также не учитывает информационный «шум» и прочие барьеры, возникающие в процессе общения.
- Это линейная модель коммуникации, поэтому она отличается однонаправленностью.
- Оба человека должны быть на одном культурно-социальном уровне.
Модель коммуникаций Берло — презентация в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
- Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
- Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 1)