Теория коммуникативной адаптации

Теория коммуникативной адаптации

Теория коммуникативной адаптации, связанная с теорией социальной идентичности, предполагает, что люди приспосабливаются к взаимодействию, минимизируя социальные различия. Эта теория была разработана в 1971 году Говардом Джайлзом, профессором, читающим курсы по коммуникациям в Калифорнийском университете. Эта теория представляет собой ветвь теории социальной идентичности, объясняющей психологические концепции динамики речи. Теория коммуникативной адаптации связана с социальной психологией. Она была известна как теория речевой аккомодации, когда не включала невербальные аспекты коммуникации, впоследствии она стала называться теорией «коммуникативной адаптации». Эта теория связана с теорией социальной идентичности.

Теория говорит о том, что люди стремятся создать позитивную тождественность с собеседником. Как правило, они корректируют свою лексику, произношение и интонацию в соответствии с участником коммуникативного процесса. Например, люди адаптируют свой сленг, чтобы вписаться в круг своих друзей. Люди говорят по-разному, используя различные слова и жесты, в зависимости от различных групп людей, с которыми общаются – пожилые люди, дети, женщины, мужчины, подростки, богатые, бедные, сильные, слабые, и т.д.

Принципы теории коммуникативной адаптации

Теория коммуникативной адаптации описывает склонность людей к корректировке взаимодействия в соответствии с ситуациями и людьми, задействованными в коммуникации. Люди обладают способностью формировать себя в любой ситуации для контроля социальных различий.

Люди стремятся получить одобрение на все, что говорят и делают, чтобы создать позитивное представление о себе в глазах собеседника. Факторами адаптационной деятельности являются слова и жесты.

Согласно теории, процесс адаптации дополнительно подразделяется на две категории. Первая категория – это конвергенция, представляющая собой процесс, в котором люди естественным образом стремятся адаптировать способ общения других участников коммуникации для обеспечения взаимосвязи, а также для сокращения социальных различий. Другая категория – это дивергенция, представляющая собой процесс исключения адаптационных особенностей коммуникации и подчеркивания социальных и невербальных коммуникативных различий.

Вовлеченные в коммуникативный процесс люди и коммуникативная ситуация оказывают влияние на то, какой адаптационный процесс будет использоваться. Если человек взаимодействует с человеком с повышенными требованиями, лучше разбирающимся в вопросах и производящим впечатление сильного человека, в процессе общения будут использоваться дивергентные характеристики, подчеркивающие различия. Аналогично этому, если другая сторона коммуникации воспринимается как собеседник того же уровня, человек будет стремиться казаться похожим, создавая комфортную зону для общения.

Адаптационный процесс определяется культурой и стандартами. Основной тезис теории коммуникативной адаптации заключается в том, что участники коммуникативного процесса имеют сходства и различия, которые можно найти в их речи, жестах и поведении, основанном на опыте и традициях. Коммуникативный процесс оценивается, и адаптация выполняется в соответствии с этой оценкой. Коммуникация также устанавливает социальный статус, так как люди склонны перенимать коммуникативное поведение людей с более высоким социальным статусом.

Теория коммуникативной адаптации связана с четырьмя социально-психологическими теориями: теория подобия/привлекательности, теория социального обмена, теория каузальной атрибуции и теория межгрупповой дифференциации. Она используется в общении представителей разных поколений, при взаимодействии молодых с пожилыми, в межкультурной коммуникации и пр.

Особенности теории коммуникативной адаптации

  • Люди склонны адаптировать свой способ общения к способу общения собеседника.
  • Адаптация может быть сознательной и бессознательной.
  • Акцент, скорость произношения, лексика, темп, жесты являются адаптационными признаками.
  • Люди склонны адаптироваться для того, чтобы вписаться в группу людей или соответствовать социальному статусу.
  • Люди демонстрируют согласие, принадлежность и близость.
  • Во время общения люди показывают только свои положительные стороны.
  • Существуют и другие концепции, такие как встречная адаптация, принудительная адаптация и ресурсная адаптация, которые оказывают влияние на теорию коммуникативной адаптации.
  • Адаптация может быть полезной или неблагоприятной.
  • Процесс адаптации включает в себя психологическое, социальное и языковое поведение участников коммуникативного процесса.
  • В теории коммуникативной адаптации используются такие стратегии, как сближение, межличностный контроль, интерпретируемость, и т.д.
  • Теория коммуникативной адаптации выделяет межличностные, внутриличностные, а также межгрупповые факторы, влияющие на коммуникацию.

Примеры теории коммуникативной адаптации

Когда младший сотрудник в организации разговаривает с сотрудником более высокого уровня, оба собеседника стремятся приспособиться друг к другу, осознавая свои различия в социальном статусе и уровне или должностях. Подчиненный стремится говорить в уважительной манере и создавать впечатление, что знает многое, чтобы адаптироваться к общению с руководством, при этом руководитель стремится сделать общение комфортным для подчиненного, принимая его уважительную манеру. Подчиненный использует процесс конвергенции, тогда как руководитель использует процесс дивергенции.

Например, Юлия – новый сотрудник начального уровня в организации. За обедом все сотрудники говорят о дорогих роскошных автомобилях. Хотя Юлия имеет меньшее представление об этой теме, она пытается говорить об автомобилях, используя все свои знания, чтобы вписаться в коллектив или относиться к этой группе. Она стремится делать это, чтобы адаптироваться и быть членом этой группы.

Аналогично этому, люди, пытающиеся использовать сленг только для того, чтобы вписаться в круг своих друзей, являются примером процесса дивергенции между людьми одинакового социального статуса.

Теория коммуникативной адаптации — презентация в PowerPoint

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 3)

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите подписку по доступной цене и получите полный доступ к 16 готовым тренингам, 254 слайдам, 112 минилекциям, 682 упражнениям, 41 видео и т.д. Используйте наши полезные материалы как детали конструктора и создавайте интересные тренинги, курсы, лекции и вебинары!

Ответить

× Поддержка