
Что такое социальные стили Меррилла?
Социальные стили Меррилла формируют модель личности, включающую в себя четыре социальных стиля. Каждый из этих стилей обладает различными характеристиками и процессами мышления. Это простой и практичный инструмент, который можно использовать для понимания различий между людьми в конкретной организации. Каждый сотрудник обладает различными качествами и подходит к своей работе по-своему. Эти различия, если они заметны, можно применять для выявления и использования максимально возможного потенциала.
Психологи Дэвид Меррилл и Роджер Рейд открыли эту перспективу в восьмидесятых годах прошлого века. Вслед за открытиями Б.Ф. Скиннера в области бихевиоризма и поведенческими описаниями Джеймса Тейлора, эти два психолога обнаружили, что поведение людей следует двум континуумам – самоуверенности и отзывчивости. Работая в крупной страховой компании в Соединенных Штатах, они изучали, может ли поведение прогнозировать лидерский потенциал. Если это возможно, — аргументировали они, — они могли бы создать культуру только с высокоэффективными лидерами.
Как было указано выше, факторный анализ, используемый учеными, состоял из двух шкал: самоуверенности и отзывчивости. Результатом этого анализа стала модель, включающая четыре квадрата, каждый из которых представляет собой социальный стиль, — социальные стили Меррилла. На практике это может эффективно использоваться, например, продавцами для понимания, с каким типом личности они имеют дело.
Три поведенческие характеристики
В основе социальных стилей Меррилла лежат три поведенческие характеристики. Они включают в себя поведенческую сферу, в которой люди выступают в различных качествах и, таким образом, могут делать различный выбор. Например, музыкальность – это поведенческая характеристика. Одним людям нравится играть на музыкальных инструментах, а другим – нет. У одних людей есть чувство ритма, а другие не могут услышать простой удар. Такие стереотипы поведения создают различные уровни, начиная от крайней музыкальности и заканчивая минимальной музыкальностью.
Двумя поведенческими характеристиками, на которых сфокусировались Меррилл и Рейд при разработке четырех социальных стилей, стали самоуверенность и отзывчивость. Позже была добавлена еще одна поведенческая характеристика: многосторонность. Каждая из этих поведенческих характеристик описана ниже.
Самоуверенность (Assertiveness)
Самоуверенность имеет весьма специфическое значение в теории социальных стилей Меррилла. В первоначальном исследовании она определялась как «степень, в которой люди видят вас как личность, пытающуюся убедить других в своей точке зрения». Очень настойчивые люди пытаются убедить других в важности значимых для них целей. Менее настойчивые люди достигают целей, значимых для них, различными способами. Они позволяют другим узнать, что они думают, или создают решение проблемы, которая их беспокоит.
Меррилл и Рейд разработали горизонтальную линию с четырьмя уровнями самоуверенности. От максимальной до минимальной степени: ABCD.
Отзывчивость (Responsiveness)
В этой модели отзывчивость определяется как «степень, в которой другие люди видят, что вы контролируете свои эмоции или показываете и делитесь ими». Людей, которые «реагируют» очень быстро и делятся своими эмоциями, можно определить по интонации, позиции тела, выражению лица и подбору слов. Людей, набирающих меньше баллов по шкале отзывчивости, определить сложнее. Они проявляют меньше голосовых или зрительных признаков и не говорят об эмоциях. Эти люди больше доверяют фактам и обстоятельствам.
Меррил и Рейд, как и прежде, разделили шкалу отзывчивости на четыре уровня. От низкого до высокого: 1234.
Многосторонность (Versatility)
Третьей характеристикой, использующейся в модели социальных стилей Меррилла, является многосторонность, определяющаяся как «степень, в которой другие воспринимают вас как личность, готовую изменить предпочтительное поведение, чтобы создать более комфортные условия для других». Это очень важная характеристика. Для шкал самоуверенности и отзывчивости нет лучшей позиции, она бывает выше и ниже. Набрать больше баллов по этой шкале, определенно, возможно. Степени ранжируются от низкой до высокой: 1234.
Четыре социальных стиля
После этого Меррилл и Рейд создали сетку или диаграмму путем наложения друг на друга двух поведенческих характеристик – самоуверенности и отзывчивости. Каждая группа состояла из определенного числа предпочитаемых моделей поведения. Эти группы были отнесены к социальным стилям. Четыре поведенческих стиля на диаграмме описаны ниже.
Социальные стили Меррилла
Аналитический (Analytical)
Верхний левый квадрат представляет группу людей-аналитиков в модели социальных стилей Меррилла. Эта группа людей вдумчива и осмотрительна. Они обычно предпочитают убедиться в том, что обладают всей необходимой информацией, прежде чем приступить к действиям. Предпочитаемый ими подход к решению проблем и выполнению задач – минимизация рисков путем рассмотрения всех возможных вариантов. Для окружающих люди этой группы кажутся холодными, осторожными, серьезными, конкретными, объективными, рациональными и иногда отстраненными.
Люди с аналитическим мышлением любят факты. Они работают аккуратно, организованно и методично, а также соблюдают стандартные методики, правила и лучшие практики в своей деятельности. В число других характеристик этой группы входит:
- большая ориентированность на выполнение задач, а не на людей;
- предпочитают не ошибаться и не торопятся показывать это;
- любят мыслить, осмотрительны и конкретны;
- отлично оценивают и решают существующие проблемы;
- хороши в одиночной работе, избегают групповой деятельности;
- осторожны в принятии решений;
- критичны и имеют низкий уровень отзывчивости.
Экспрессивный (Expressive)
В правом нижнем квадрате представлена группа экспрессивных людей в модели социальных стилей Меррилла. Эти люди предприимчивы и быстро действуют в жизни. Экспрессивные люди любят делиться новыми идеями и планами. Их любимый подход к решению проблемы или задачи заключается в разработке концепции видения будущего и поиске поддержки у других, уделяя особое внимание преимуществам. Они умело заставляют других чувствовать себя энергичными, работать с энтузиазмом, использовать юмор в трудовой сфере и идти на риск. Остальные считают эту группу людей импульсивной, творческой и способной убеждать. В число других характеристик группы экспрессивных людей входит:
- интуитивность;
- креативность;
- энтузиазм;
- спонтанность;
- остроумие;
- способность легко взаимодействовать с другими;
- боязнь быть отвергнутым;
- любовь к поддержке и одобрению;
- нелюбовь к рутинным и сложным задачам;
- склонность обобщать и преувеличивать;
- использование сарказма в стрессовых ситуациях.
Дружелюбный (Amiable)
Нижний левый квадрат представляет группу дружелюбных людей в модели социальных стилей Меррилла. Эти люди внимательны, добры, поддерживают других и стремятся построить хорошие отношения с окружающими. Они предпочитают решать проблемы или задачи путем достижения согласия. Они зачастую играют посредническую роль в подобных ситуациях. Дружелюбные люди верят, что лучшим решением является решение, которое объединяет все заинтересованные стороны. Окружающие видят эту группу как добрых, дружелюбных и самокритичных людей. Другие характеристики этой группы включают:
- способность внимательно слушать;
- успех в командной работе;
- желание быть уважаемым;
- желание быть популярным;
- потребность казаться приятным;
- поиск безопасности и стабильности;
- потребность в организованном рабочем месте;
- неторопливость в принятии решений;
- предпочтение следовать указаниям, а не брать инициативу в свои руки;
- боязнь перемен и неопределенности.
Ведущий (Driver)
Правый верхний квадрат представляет группу ведущих людей в модели социальных стилей Меррилла. Эти люди крайне напористы и имеют низкий уровень отзывчивости. Люди этой категории быстро принимают решения, нетерпеливы и сердятся, когда другие не успевают за ними. Их любимый подход — быстро действовать, основываясь на доступной и актуальной информации, а также позже корректировать курс, при необходимости. Эти люди – эксперты в прагматизме, хладнокровии и быстром выполнении задач. Окружающие видят эту группу как целеустремленных, рациональных и требовательных людей. Другие характеристики этой группы включают:
- чувство соперничества и желание нуждаться в чем-либо;
- постоянный поиск возможности управления и стремление взять все под контроль;
- быстрота в действиях и реакциях;
- способность планировать;
- способность принимать решения;
- ориентированность на результат;
- ориентированность на выполнение задач;
- нелюбовь к неэффективности и слабой решительности.
Социальные стили на практике
Именно стремление психологов Меррилла и Рейда использовать потенциал послужило толчком к началу и завершению исследования. Изначально они занимались поиском подходящих кандидатов на административные и руководящие должности, однако исследование показало, что существует четыре типа социальных стилей, которые могут использоваться на практике. Особенно важно, чтобы организации и их системы управления человеческими ресурсами устанавливали различные полномочия и требования для каждой должности, или предпочитаемые характеристики для всех, кто будет работать в организации.
Разнообразие внутри организации настолько же важно. Разные личности с сильными и слабыми сторонами могут поднять организацию на большие высоты. В оптимальной ситуации, в команде есть, по меньшей мере, по одному человеку каждого социального стиля Меррилла. Ведущие и аналитики следят за тем, чтобы другие концентрировались на выполнении поставленных задач. В свою очередь, дружелюбные и экспрессивные люди поднимают моральный дух группы и создают приятную атмосферу, в которой можно рассматривать и решать проблемы.
Модель социальных стилей — презентация в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
- Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
- Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 1)