Что такое стресс? Определение, классификация и источники

Что такое стресс факторы стресса

В управлении трудовыми ресурсами стресс определяется как состояние психического и эмоционального давления или напряжения, вызванное возникшими проблемами или неблагоприятными обстоятельствами. Чувствами и поведением человека управляет внешняя сила.

Это реакция человека на внешние факторы окружающей среды (стимулы, называемые факторами стресса) и последствия такой реакции. Фактором стресса может быть неоправданное или чрезмерное давление на сотрудников, которое может носить разрушающий характер.

Стресс возникает в результате расхождения между требованиями ситуации и способностью работника выполнить эти требования. В сущности, это дисбаланс между воспринимаемым состоянием и требуемым состоянием. Такое нарушение баланса приводит к психологическим, физиологическим и поведенческим отклонениям. Стресс является неотделимой частью трудовой жизни.

Классификация стресса

  • Эустресс: Этим термином обозначается положительный стресс, когда ситуация предлагает индивидууму возможность получить что-либо. Этот вид стресса считается мотивирующим, поощряющим людей справляться с вызовами, и без которого у человека не появляется искра, необходимая для повышения уровня своей продуктивности.
  • Дистресс: Этот вид стресса относится к негативным стрессам, когда человек ощущает опасения или чувствует себя неадекватно в связи с беспомощностью и разочарованием. Дистресс может вызвать заболевания сердца и сосудов, привести к алкоголизму, супружеским изменам, злоупотреблением наркотиками, и не только.

Факторы стресса — источники стресса

Основные источники факторов стресса разделяются на четыре категории:

Факторы стресса индивидуального уровня

Это факторы, связанные непосредственно с личностью индивидуума и с его должностными обязанностями. К ним относятся:

  1. Тип личности: То, как человек ощущает стресс, в большой степени зависит от типа его личности. Типы личности разделяются на две группы: Тип А и Тип В.
  2. Ролевая перегрузка: Избыточная рабочая нагрузка, увеличенное давление и напряжение среди работников, что, в конечном счете, вызывает стресс.
  3. Ролевой конфликт: В организации, ролевой конфликт возникает, когда люди сталкиваются с требованиями конкуренции. Это может быть внутриролевой конфликт, вызванный тем, что сотрудник должен выполнять противоположные требования, или персональный ролевой конфликт, возникающий из-за различия между личными ценностями и целями организации.
  4. Ролевая неопределенность: Когда работники не осведомлены о своих обязанностях, правах, власти, функциях и ожидаемой продуктивности. Такая ситуация и называется ролевой неопределенностью.
  5. Характеристики задачи: Характеристики задач также вызывают появление стресса, особенно в случае, когда они включают в себя такие действия, как принятие решений, обмен информации и наблюдение за работой.

Факторы стресса группового уровня

В эту категорию попадают стрессы, возникающие в результате динамики в группе и поведением руководства. Они могут быть связаны со следующими причинами:

  1. Отсутствие связности
  2. Поведение руководства
  3. Насилие на рабочем месте
  4. Внутригрупповой конфликт
  5. Сексуальные домогательства
  6. Несоответствие статуса

Факторы стресса уровня организации

Эти факторы оказывают влияние почти на всех сотрудников, работающих в организации. К ним относятся:

  1. Климат в организации: Когда окружающая рабочая среда организации налагает избыточное рабочее давление на сотрудников, вызывая у них сильный стресс.
  2. Структура организации: Структура организации объясняет уровень власти, правила и нормы принятия решений. Если в организационной структуре правила играют более значимую роль, чем участие, то в этом случае структура организации действует в качестве стрессового фактора на работающих в ней людей.
  3. Руководство организации: Стиль управления играет критическую роль в развитии сотрудников. Если культура организации создает напряжение, страх или тревожность, или требует много времени для завершения работы, на которую выделяются короткие сроки, с уведомлением об увольнении, в случае, если работа не будет выполнена в эти сроки, то это создает необоснованное давление на сотрудников.
  4. Жизненный цикл организации: Так как жизненный цикл присущ буквально всему, то и организации также проходят через различные этапы жизни, например, рождение, рост, политика, процедуры, теория, религия, ритуалы и соборование перед кончиной. Начальные этапы жизни организации могут вызывать волнение, в то время как последующие этапы могут приводить к стрессам.

Внешние факторы стресса

В данную категорию входят источники стресса, лежащие вне организации. Это стрессы, вызванные семейными проблемами, экономикой, статусом, или недостаточной мобильностью

Стрессы связаны с ограничениями и требованиями. Ограничения не дают индивидууму делать то, что ему хочется, а требования предполагают потерю чего-то, что хочет работник.

Чувство стресса у разных людей имеет различную интенсивность. Некоторые легко поддаются стрессу, так как слишком чувствительны к факторам, вызывающим его. Другие люди обладают способностью преодолевать любые факторы стресса. Следовательно, то, как человек ощущает стресс, определяется его восприятием, опытом, положением и социальной поддержкой.

Что такое стресс — презентация в PowerPoint

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 2)

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите подписку по доступной цене и получите полный доступ к 16 готовым тренингам, 254 слайдам, 112 минилекциям, 682 упражнениям, 41 видео и т.д. Используйте наши полезные материалы как детали конструктора и создавайте интересные тренинги, курсы, лекции и вебинары!

Ответить

× Поддержка