В управлении трудовыми ресурсами стресс определяется как состояние психического и эмоционального давления или напряжения, вызванное возникшими проблемами или неблагоприятными обстоятельствами. Чувствами и поведением человека управляет внешняя сила.
Это реакция человека на внешние факторы окружающей среды (стимулы, называемые факторами стресса) и последствия такой реакции. Фактором стресса может быть неоправданное или чрезмерное давление на сотрудников, которое может носить разрушающий характер.
Стресс возникает в результате расхождения между требованиями ситуации и способностью работника выполнить эти требования. В сущности, это дисбаланс между воспринимаемым состоянием и требуемым состоянием. Такое нарушение баланса приводит к психологическим, физиологическим и поведенческим отклонениям. Стресс является неотделимой частью трудовой жизни.
Классификация стресса
- Эустресс: Этим термином обозначается положительный стресс, когда ситуация предлагает индивидууму возможность получить что-либо. Этот вид стресса считается мотивирующим, поощряющим людей справляться с вызовами, и без которого у человека не появляется искра, необходимая для повышения уровня своей продуктивности.
- Дистресс: Этот вид стресса относится к негативным стрессам, когда человек ощущает опасения или чувствует себя неадекватно в связи с беспомощностью и разочарованием. Дистресс может вызвать заболевания сердца и сосудов, привести к алкоголизму, супружеским изменам, злоупотреблением наркотиками, и не только.
Факторы стресса — источники стресса
Основные источники факторов стресса разделяются на четыре категории:
Факторы стресса индивидуального уровня
Это факторы, связанные непосредственно с личностью индивидуума и с его должностными обязанностями. К ним относятся:
- Тип личности: То, как человек ощущает стресс, в большой степени зависит от типа его личности. Типы личности разделяются на две группы: Тип А и Тип В.
- Ролевая перегрузка: Избыточная рабочая нагрузка, увеличенное давление и напряжение среди работников, что, в конечном счете, вызывает стресс.
- Ролевой конфликт: В организации, ролевой конфликт возникает, когда люди сталкиваются с требованиями конкуренции. Это может быть внутриролевой конфликт, вызванный тем, что сотрудник должен выполнять противоположные требования, или персональный ролевой конфликт, возникающий из-за различия между личными ценностями и целями организации.
- Ролевая неопределенность: Когда работники не осведомлены о своих обязанностях, правах, власти, функциях и ожидаемой продуктивности. Такая ситуация и называется ролевой неопределенностью.
- Характеристики задачи: Характеристики задач также вызывают появление стресса, особенно в случае, когда они включают в себя такие действия, как принятие решений, обмен информации и наблюдение за работой.
Факторы стресса группового уровня
В эту категорию попадают стрессы, возникающие в результате динамики в группе и поведением руководства. Они могут быть связаны со следующими причинами:
- Отсутствие связности
- Поведение руководства
- Насилие на рабочем месте
- Внутригрупповой конфликт
- Сексуальные домогательства
- Несоответствие статуса
Факторы стресса уровня организации
Эти факторы оказывают влияние почти на всех сотрудников, работающих в организации. К ним относятся:
- Климат в организации: Когда окружающая рабочая среда организации налагает избыточное рабочее давление на сотрудников, вызывая у них сильный стресс.
- Структура организации: Структура организации объясняет уровень власти, правила и нормы принятия решений. Если в организационной структуре правила играют более значимую роль, чем участие, то в этом случае структура организации действует в качестве стрессового фактора на работающих в ней людей.
- Руководство организации: Стиль управления играет критическую роль в развитии сотрудников. Если культура организации создает напряжение, страх или тревожность, или требует много времени для завершения работы, на которую выделяются короткие сроки, с уведомлением об увольнении, в случае, если работа не будет выполнена в эти сроки, то это создает необоснованное давление на сотрудников.
- Жизненный цикл организации: Так как жизненный цикл присущ буквально всему, то и организации также проходят через различные этапы жизни, например, рождение, рост, политика, процедуры, теория, религия, ритуалы и соборование перед кончиной. Начальные этапы жизни организации могут вызывать волнение, в то время как последующие этапы могут приводить к стрессам.
Внешние факторы стресса
В данную категорию входят источники стресса, лежащие вне организации. Это стрессы, вызванные семейными проблемами, экономикой, статусом, или недостаточной мобильностью
Стрессы связаны с ограничениями и требованиями. Ограничения не дают индивидууму делать то, что ему хочется, а требования предполагают потерю чего-то, что хочет работник.
Чувство стресса у разных людей имеет различную интенсивность. Некоторые легко поддаются стрессу, так как слишком чувствительны к факторам, вызывающим его. Другие люди обладают способностью преодолевать любые факторы стресса. Следовательно, то, как человек ощущает стресс, определяется его восприятием, опытом, положением и социальной поддержкой.
Что такое стресс — презентация в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
- Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
- Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 2)