Цель
Помочь участникам научиться выражать свою точку зрения, а также развить навыки критического мышления, коммуникации и аргументации.
Размер группы
4-18 человек
Время
25-40 минут
Ресурсы
- Не требуются
Инструкция
Сегодня мы проведем упражнение для тренировки навыков публичного выступления под названием «Но я не согласен». Вам предстоит работать в парах, и я буду предлагать вводные тезисы для обсуждения.
В следующем упражнении мы будем работать в парах. Чтобы была понятна механика упражнения, мы проведем демонстрацию. Для этого мне нужны два добровольца.
Добровольцы выходят к тренеру.
Теперь, я предложу вводный тезис. Например, «собаки лучше кошек». Один из вас должен согласиться с этим утверждением и привести аргумент, почему это верно. Второй же должен выразить несогласие, предложить контраргумент и объяснить, почему его контраргумент верен. Задача понятна? Тогда обсудим этот тезис: «собаки лучше кошек», кто из вас двоих готов привести аргумент за это высказывание? Начинаем.
Участники обмениваются аргументами.
Спасибо аргументы услышаны. Теперь меняемся ролями и участник который был согласен с тем что «собаки лучше кошек», становится противником, кто был за, становится сторонником.
Участники обмениваются аргументами.
Группа, механика понятна? Тогда каждый, найдите себе пару для упражнения.
Тренер помогает участникам объединиться в пары.
Далее все пары будут работать одновременно:
- я озвучиваю тезис, один из участников приводит аргументы «за», второй «против»
- далее смена позиций в паре.
Начинаем упражнение, тезис для работы в парах: «Социальные сети больше вредят, чем приносят пользу».
Другие, возможные тезисы
- Частное образование лучше государственного.
- Вегетарианство — это более здоровый образ жизни по сравнению с традиционным питанием.
- Удаленная работа эффективнее офисной работы.
- Обязательное изучение иностранных языков в школе полезно для всех студентов.
- Человечество должно активно искать контакты с инопланетными цивилизациями.
- Жизнь в большом городе предпочтительнее жизни в маленьком городе или на селе.
- Беспилотные автомобили сделают дороги безопаснее.
- Все страны должны отказаться от использования ядерной энергии.
- Правительство должно обеспечивать бесплатное высшее образование для всех граждан.
Дебрифинг
- Как вы оцениваете свою комфортность при выражении согласия или несогласия с вводной тезой? Почему?
- Какие сложности вы столкнулись при формулировании аргументов или контраргументов?
- Какие стратегии оказались наиболее успешными для убедительного представления вашей точки зрения?
- Как вы считаете, какие аспекты коммуникации и аргументации вам удалось выполнить хорошо, а над какими аспектами вам нужно будет поработать?
- Как вы оцениваете свою способность слушать и отвечать на аргументы партнера? Какие навыки активного слушания вы использовали?
- Какие уроки вы извлекли из этого упражнения, которые можно применить в реальных дискуссиях или дебатах?
- Какие аргументы или контраргументы, представленные другими студентами, показались вам наиболее убедительными или креативными?
- Что бы вы хотели улучшить в своих навыках публичного выступления и аргументации после проведения этого упражнения?
- Какие дополнительные темы или вводные тезисы вы бы хотели обсудить в будущих упражнениях подобного формата?
- Какие моменты или аспекты упражнения показались вам наиболее полезными или интересными для развития навыков публичного выступления и дебатирования?