Цель
Помочь участникам практически освоить метод Цикла Решения Проблем и развить лидерские навыки в контексте групповой работы. Упражнение предоставляет возможность участникам определить и проанализировать проблемы, установить цели, искать альтернативные решения, планировать и оценивать результаты.
Кроме того, упражнение направлено на улучшение коммуникации, сотрудничества и доверия между участниками группы. Оно также позволяет участникам осознать и отработать свою роль в процессе решения проблем, а также расширить свои навыки активного слушания и задавания вопросов.
Необходимое время
60 минут
Размер группы
6 и более
Ресурсы и подготовка
- Флипчарт и маркеры
- Методичка «5-шаговый метод решения проблем» каждому участнику
Инструкция
В этой части тренинга мы сосредоточимся на Цикле Решения Проблем и на том, как помочь группе или команде решить проблему, которая относительно проста.
Сначала мы рассмотрим пять фаз Цикла Решения Проблем, используя проблему, которую мы недавно решили. Затем я расскажу о частях этого простого метода, и вы примените его к проблеме на ваш выбор.
Тренер пишет название этапов на флипчарте.
Цикл Решения Проблем состоит из 6 этапов:
- Название проблемы
- Описание
- История
- Анализ
- Причины
- Последствия
- Паттерны
- Установка целей
- Переформулирование проблемы
- Установка целей
- Формулирование задач
- Поиск
- Мозговой штурм для альтернатив
- Определение сил, способствующих и ограничивающих каждую альтернативу
- Определение ресурсов, доступных для каждой альтернативы
- Планирование
- Простой контракт
- Комплексный план с мероприятиями и задачами
- Оценка
- Неформальная
- Формальная
Давайте разберемся в фазах Цикла Решения Проблем на примере проблемы, которую ваша группа или команда решила ранее.
Тренер приводит пример. Например такой:
Допустим, наша группа столкнулась с проблемой недостаточной продуктивности на недельных совещаниях из-за долгих обсуждений и отсутствия структуры. Вот как мы прошли через фазы Цикла Решения Проблем для решения этой проблемы:
Первый этап «Название проблемы»:
- Описание: Наши недельные совещания затягиваются и кажутся менее продуктивными.
- История: Эта проблема возникла в течение последних нескольких месяцев, когда число участников и обсуждаемых тем увеличилось.
Второй этап «Анализ»:
- Причины: Отсутствие четкой повестки дня, долгие обсуждения несущественных вопросов, отсутствие контроля времени.
- Последствия: Снижение мотивации участников, нерешение ключевых проблем, потеря времени.
- Паттерны: Проблемы возникают чаще, когда нет ясного лидера совещания или повестка дня утверждается поздно.
Третий этап «Установка целей»:
- Переформулирование проблемы: Необходимо повысить продуктивность недельных совещаний.
- Установка целей: Улучшить организацию совещаний, контролировать время обсуждения, сосредоточиться на ключевых вопросах.
- Формулирование задач: Создать четкую повестку дня, определить лидера совещания, ввести ограничение времени на обсуждение каждого пункта.
Четвертый этап «Поиск»:
- Мозговой штурм для альтернатив: Внедрение таймера, использование техники молчаливой беседы, разработка матрицы ответственности за выполнение решений.
- Определение сил, способствующих и ограничивающих каждую альтернативу: Учитывая ограничения времени и ресурсов, выбрать наиболее подходящие методы для повышения эффективности совещаний.
- Определение ресурсов, доступных для каждой альтернативы: Оценить, какие ресурсы доступны для реализации выбранных методов.
Пятый этап «Планирование»:
- Простой контракт: Определить, кто отвечает за реализацию каждого из выбранных методов и какие сроки на это отведены.
- Комплексный план с мероприятиями и задачами: Разработать план действий, включающий распределение ролей, установление сроков и определение отслеживаемых показателей.
Шестой этап «Оценка»:
- Неформальная: Наблюдение и обратная связь от участников совещания о продуктивности и эффективности после внедрения выбранных методов.
- Формальная: Сравнение продолжительности совещаний и количества решенных вопросов до и после внедрения изменений, анализ выполнения поставленных задач и соблюдения сроков.
Пройдя через все фазы Цикла Решения Проблем, наша группа смогла улучшить организацию и продуктивность недельных совещаний, что, в свою очередь, повысило мотивацию и вовлеченность участников. Этот пример демонстрирует, как применение Цикла Решения Проблем может помочь в решении конкретной проблемы, структурировании процесса и достижении поставленных целей.
Этот метод полезен, когда у вас относительно простая проблема. Давайте перечислим некоторые простые проблемы, с которыми вы недавно столкнулись, и я запишу их на флипчарте.
Участники называют проблемы, тренер выписывает их на флипчарте.
Проработаем некоторые из этих проблем. Для этого объединитесь в тройки.
Участники с помощью тренера объединяются в тройки.
Каждая тройка должна взять одну из проблем выписанных на флипчарте. Кто какую проблему готов взять?
Тренер распределяет между тройками проблемы так, чтобы у каждой тройки была уникальная проблема.
Теперь в тройке решите, кто будет представлять проблему. Желательно чтобы участник, представляющий проблему с ней, сталкивался.
Тренер раздает каждому участнику методичка «5-шаговый метод решения проблем».
У вас в руках методичка по решению проблем. Участнику, представляющему проблему она сейчас не понадобится, а для двух других участников в тройке она будет инструкцией по дальнейшим действиям. Итак, начинаем работу. Следуйте этапам описанным в методичке и решите данную вам проблему. Сейчас у нас первый этап — Название проблемы. На этот этап у вас пять минут. Удачи!
Участники начинают работу. Тренер внимательно следит за временем – называя последовательно этапы и время работы на каждый из них. Когда участники закончат, он проводит дебрифинг.
Дебрифинг
- Каковы были результаты использования Цикла Решения Проблем в вашей группе?
- Какие аспекты Цикла Решения Проблем оказались наиболее полезными для вашей группы? В чем заключалась их польза?
- Встретились ли вашей группе какие-либо сложности во время прохождения разных фаз Цикла Решения Проблем? Если да, как вы справлялись с этими трудностями?
- Как вы считаете, улучшилось ли взаимодействие и коммуникация в вашей группе благодаря использованию этого метода? В чем заключались улучшения?
- Как вы оцениваете свою роль в процессе решения проблемы? Что вы сделали хорошо, и что бы вы хотели улучшить в будущем?
- Какие уроки вы извлекли из этого упражнения, и как вы планируете применить полученные знания и навыки в своей практике лидерства и решения проблем?